Техника быстрого чтения: тренировка памяти и развитие мышления.

Быстрое чтение — это как быстрое соединение с Интернет. Сначала вам хватает 256 Кбит/сек, но Интернет растёт и развивается и потоки информации уже не такие как раньше, качество фотографий улучшается, хочется слушать музыку прямо в сети, потом появляется видео и т. д. И вот вам уже мало 512 Кбит/сек, а вскоре и одного Мегабита и так далее до бесконечности. А представьте, что вас опять посадили на телефонный модем… Не радужная перспектива, правда? Тем не менее, в наши дни многие читают именно «на скорости модемного соединения», что совершенно не соответствует требованиям времени.

Объём информации во всех областях стремительно растёт. Прежде всего это отражается на школьниках и студентах. Необходимые знания уже невозможно полноценно втиснуть в отведённое на уроках и лекциях время. Понятно, что нужно давать больше заданий для внеклассного самообразования, но учащимся нужно больше времени на прогулки, развлечения, занятия спортом и другие увлечения. Как же везде успеть?

Да, учителя не успевают обо всём рассказать, но, вообще говоря, устная речь — это очень медленный канал передачи информации. Чтение — намного быстрее, но и этот навык в неумелых руках становится не слишком полезным, ведь среднестатистический человек читает в 3-4 раза медленнее, чем позволяют его возможности. Всё чаще и чаще приходится осознавать, что без быстрого чтения нынешнему человеку будет всё тяжелее и тяжелее усваивать необходимый поток информации.

В термине «быстрое чтение», на самом деле слово «быстрое», на наш взгляд, не является ключевым. Быстрота — это скорее следствие ПРАВИЛЬНОГО чтения, под которым мы понимаем чтение без типичных ошибок, присущих рядовому читателю. А ещё вторым главным следствием правильного чтения является более глубокое понимание прочитанного. Для того чтобы научиться читать правильно, нужно представлять себе те причины, которые мешают этому процессу, тормозят скорость и ухудшаю восприятие. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Основные причины медленного чтения.

Артикуляция.

Привычка проговаривать слова при чтении формируется в детском возрасте, когда учатся читать. Со временем дети начинают читать, что называется «про себя». Но на самом деле, это самое «про себя» отличается от «вслух» только лишь громкостью. Обычный взрослый человек, не обладающий навыками быстрого чтения, начитывает себе текст и затем, как бы, слушает его. Нередко, при этом, можно заметить небольшие движения губами. Конечно, для стороннего наблюдателя такой процесс чтения происходит в полной тишине, но сам читающий слушает текст в своей голове, причём даже слышит свой собственный тембр. Таким образом информация проходит лишнюю стадию обработки, которая совершенно не нужна и на которую тратится лишнее время. Представьте, если бы мы, перед тем как что-либо сказать, проговаривали бы фразу про себя. Ведь мы так не делаем, потому что мысль работает намного быстрее, и всё что хотим сказать уже промелькнуло у нас в голове в намного более компактном виде, нежели это можно было бы представить словами. Умение читать минуя проговаривание текста сильно увеличивает скорость восприятия и экономит время и силы на умственные затраты.

Малое поле зрения.

Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. В среднем, при чтении, наш глаз может сфокусироваться в лучшем случае на двух-трёх словах. При этом, чтение происходит как бы скачками из-за микроостановок, необходимых для фокусирования на каждом новом слове. Также скачи происходят при переходе на другую строчку. Всё это сильно увеличивает время чтения и в разы повышает нагрузку на глаза. Поле зрения можно увеличить путём тренировок. Быстро читающий человек способен охватить взглядом целую строку, а парой даже абзац, а глаза его тратят время и силы только лишь на перемещения сверху вниз по тексту.

Отсутствие внимания.

Медленно читающему человеку трудно сосредоточится на чтении. Происходит это видимо потому, что мозг может обрабатывать информацию намного быстрее, чем она к нему поступает. Грубо говоря, голова простаивает и начинает заниматься своими делами, а тем временем читающий автоматически продолжает начитывать текст, но мозг уже не слушает, потому что ему скучно, как было бы скучно супермощному компьютеру, если бы на нём играли в косынку. Человека начинают посещать мысли о чём угодно, только не о прочитанном, и тут бац, абзац уже закончился, а о чём он был уже никто не знает. Поэтому концентрация внимания сильно сэкономит вам время при чтении. Лучше собраться и прочитать за час, чем сделать это нехотя и потратить в два раза больше времени.

Регрессии.

Постоянные возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту (так называемые регрессии) заставляют людей читать текст дважды, а то и трижды, как бы проверяя, а правильно ли только что были прочитаны слова. Часто причиной регрессий является описанная выше потеря внимания, но вовремя пресекаемая «в зародыше». Тем не менее регрессиями страдают и достаточно внимательные читатели, возможно потому, что пытаются лишний раз перепроверить дословность прочитанного. Таким образом, многократное прочтение одних и тех же слов сильно тормозит общую скорость чтения. Часто, этот недостаток исправить легче всего. Просто необходимо контролировать себя во время чтения и не допускать возвратов, как бы подгоняя самого себя.

Отсутствие стратегии чтения.

Мало быть сосредоточенным и внимательным при чтении, у мозга всё равно будет оставаться куча времени, так почему бы не занять его чем-нибудь полезным? Тексты бывают разные и читать их можно по разному. Прежде чем начинать читать, полезно понять для себя что это за текст, для чего вы его собираетесь читать, какие пробелы в вашей голове будет заполнять. Таким образом, вы как бы будете создавать порядок в голове. Представьте, что вы библиотекарь и каждую минуту вам приносят книгу. За тридцать секунд вы её принимаете, а за остальные тридцать секунд вы можете либо успеть поставить её на нужную полку, либо отложить в общую кучу и отдохнуть. Ленивый библиотекарь будет складывать в кучу и потом потратит кучу времени, чтобы эту кучу разобрать. У хорошего библиотекаря всегда будет порядок и он в любой момент сможет иметь доступ к нужной книге, зная в точности где она находится. Так и при чтении, можно фильтровать поток информации, анализировать и раскладывать по нужным полочкам в голове, и, после прочтения текста, у вас будет не куча новой информации, а просто обогащённая старая.

Все выше перечисленные недостатки устраняются путём тренировок. Так, для увеличения поля зрения существуют различные таблицы, артикуляция устраняется путём чтения с одновременным выстукиванием ритма, рергрессии часто исчезают, если их не допускать внутренним усилием, а также после того, как увеличивается поле зрения и повышается внимание. Подобные упражнения хорошо описаны в многочисленной литературе, хорошая электронная подборка которых имеется на сайте koob.ru. Также в Интернете можно найти массу програм для улучшения качества и скорости вашего чтения, например по этой ссылке.

Удачи!

4 комментария к “Техника быстрого чтения: тренировка памяти и развитие мышления.

  1. Не знал, что читать про себя надо не проговаривая слова просто видеть и понимать слова. Трудновато будет переучиваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *