Фотографируем на мыльницу. Часть 2: заставляем мыльницу снимать в сыром (RAW) формате

Ещё один из способов повысить качество ваших снимков при фотографировании на мыльницу — это научить её снимать в сыром формате (RAW-формат). О преимуществах RAW-формата мы уже писали в одной из заметок. Если кратко, то сырой формат является некоторым подобием негатива. Он представляет собой необработанный (или почти необработанный) сигнал с матрицы. По специфике своей имеет больше цветовой информации, чем формат jpg, что позволяет получить дополнительные преимущества при обработке изображений.

Как же заставить камеру, снимающую в jpg, отдавать нам ещё и необработанную информацию с матрицы? В этом отношении обладателем компактных цифровых камер фирмы Canon повезло. У них есть возможность воспользоваться резидентной программой CHDK (Canon Hacker’s Development Kit), которая позволяет расширить стандартные возможности вашей камеры. Вся прелесть её заключается в том, что CHDK не является альтернативной прошивкой, то есть не меняет встроенное программное обеспечение камеры, а лишь добавляет дополнительные функции. Поэтому правильно её называть резидентной программой. И действительно, это всего навсего программа, записанная вами на карту памяти, которая загружается при включении вашей камеры. По этой причине с помощью CHDK вы не сможете испортить вашу камеру, потому что в любой момент есть возможность вернуть всё на круги своя.

Для нашего сегодняшнего теста мы позаимствовали у наших друзей (за что им огромное спасибо) компактную камеру Canon PowerShot A720 IS. Думаем, что не стоит подробно вдаваться в подробности установки CHDK на камеру, потому что на сайте chdk.clan.su вы найдёте полнейшее и подробнейшее руководство о том как это сделать, тем более, что для разных карт памяти есть свои нюансы. Главное — это чётко следовать инструкциям. У нас получилось с первого раза без каких-либо проблем, надеемся, что у вас трудностей также не возникнет.

С первого взгляда альтернативное меню показалось, мягко скажем, непонятным. Большое количество дополнительных параметров и настроек, описание которых, конечно же есть на сайте (так что не бойтесь). Охотно верим, что во всем этом полезно бы разобраться, дабы получить максимум дополнительных возможностей от своей камеры, но в данном случае нас волновала только одна функция — сохранение в RAW. Для этого мы просто нашли пункт меню «Save RAW» и поставили напротив него галочку. Всё, на дальнейшие разбирательства в пунктах меню нам не хватило терпения, да и камеру скоро отдавать, надо идти фотографировать :)

Переписанные на компьютер фотографии без труда открылись просмотрщиком Picasa (другими не пробовали), но не открылись в RAW-конвертерах Camera RAW и Capture One. В прочем, об этом нас и предупреждали на сайте chdk.clan.su. Необходима дополнительная программа DNG For PowerShot (DNG4PS), конвертирующая полученные снимки в универсальный RAW-формат с расширением .dng. Также без труда и она была скачана, а фотографии переведены к соответствующему виду. Кстати, одной из особенностей программы является то, что для конвертации она хочет, чтобы jpg файлы также находились в папке вместе с сырыми файлами. Ну что ж, хочет, пусть получит.

Итак, мы получили сырые фотографии. Хотелось бы теперь проверить, насколько большое преимущество они нам дают. В качестве примера возьмём достаточно сложный по характеру освещения сюжет — закатное небо.

Перед вами обычный jpg-файл, в котором обычно сохраняет камера. Попробуем «вытянуть» детали в пересеченном небе, путём уменьшения экспозиции на 2 деления (ползунок в Exposure в Camera RAW). Проделаем это для обоих форматов (и jpg и dng).
При обработке jpg мы получили явные потери детализации:

Это особенно хорошо видно в центральной части фотографии в зоне высокого контраста. Здесь мы видим явно проявившиеся артефакты:

Из сырого RAW-файла в формате dng удалось вытянуть больше информации. По крайней мере тональные переходы более плавны:

В итоге, можно сказать, что результаты нашего небольшого теста нас не разочаровали. Чудес мы, конечно, не увидели, но можно с уверенностью сказать, что работа с сырыми файлами компактных камер Canon даёт некоторые преимущества при обработке изображений. Пробуйте, экспериментируйте, получайте хорошие фотографии. Желаем успехов!

Эта заметка из рубрики «фотографируем на мыльницу»

7 комментариев к “Фотографируем на мыльницу. Часть 2: заставляем мыльницу снимать в сыром (RAW) формате

  1. Про то что равы должны быть с джипегами в обной папке — всё фигня. Я всегда переписываю равы в отдельную папку (так удобнее), ни разу не видел каких-либо возмущений.

  2. А для каких ещё камер есть аналогичные программы? Или это только Канонерам так повезло? Никониане в пролёте?

  3. увю автор, а подскажи, может был невнимателен, а на каком редакторе происходит «вытягивание»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *