Введение в GMT. Часть 2. Основные принципы работы.

В прошлой заметке я рассказывал как установить GMT. Теперь настало время разобраться что же представляет собой GMT. Это набор программок, каждая из которых выполняет свою функцию. Например, одна рисует изолинии, другая — контуры, третья наносит названия. Вместе они создают одну карту, т.е., как бы, по кирпичикам складывают одно целое изображение

Кроме программок рисующих, есть ещё и целый ряд программок, не выдающих графического результата, а обрабатывающих данные, преобразовывая их в нужные форматы.

Так уж сложилось, что ни одна из GMT-программ не имеет графического интерфейса, а использование их происходит при помощи команд. Но это не страшно и даже удобно, если вы чётко знаете что делаете и что хотите получить в итоге.

Начнём

Допустим, с моей помощью вы уже установили GMT, или кто-то добрый установил его вам. Что теперь? Теперь вам нужно открыть терминал

(это такое окошко с командной строкой). Большой опыт работы с командной строкой вам не потребуется. Достаточно уметь переходить в нужную вам папку при помощи команды cd. Например, команда:

cd ~/GMT/work

"перенесёт" вас в поддиректорию work, находящуюся в директории GMT, которая в свою очередь находится в вашем домашнем каталоге (полный путь - /home/ВАШ_ДОМАШНИЙ_КАТАЛОГ/GMT/work).

Всё остальное (если вы не умеете работать с командной строкой) вы сможете сделать через графический интерфейс (создать текстовый файл, переименовать его и т.д.), а в остальных случаях я напишу какие команды использовать.

Итак, работа с GMT происходит из командной строки. Грубо говоря, написали в командной строке:

команда1 - нарисовалась берговая линия, написали,

команда2 - добавились на эту же карту изолинии.

Так можно писать одну за другой команды. Но, допустим, вам нужно несколько раз построить однотипные карты, что вы сделаете? Надо полагать, напишете список команд в отдельном текстовом файле, а от туда будете копировать и вставлять в командную строку. Если так, то для вас есть хорошая новость: копировать и вставлять ничего не надо, надо просто написать в нём (в созданном вами файле) первой строчкой #!/bin/sh, и теперь ваш файл выглядит так:

#!/bin/sh
команда1

команда2

Осталось только переименовать этот файл в ИМЯ_ФАЙЛА.sh (теперь этот файл мы будем называть "скрипт") и написать в командной строке:

chmod +x ИМЯ_ФАЙЛА.sh


что сделает его исполняемым, т.е. позволит запускать все команды, которые он содержит одним махом. А для того чтобы его запустить нужно просто написать в командной строке:


./ИМЯ_ФАЙЛА.sh

(кстати, для того, чтобы сделать его исполняемым можно обойтись и графическим интерфейсом, нажав на значок файла правой кнопкой мыши, выбрав свойства, и поставив галочку во вкладке "права" рядом с "выполнение").

Команды

Что же представляют собой команды? первое слово в команде - это название программы которой мы будем в данный момент пользоваться (например psxy, pscoast, makecpt и т.д.). Если в командной строке вы наберёте только одно это название (вот наберите, например, psxy), то выведется руководство (manual) по использованию этой программы. Для работы же с ней, необходимо вслед за названием указать ряд аргументов, "видя" которые, программа будет знать что делать, с чем делать и куда потом девать то что сделано.

Понимаю, что вам уже не терпится что-нибудь построить (причём подозреваю, что для этого как-то пока не особо горите желанием закачивать какие-нибудь файлы-примеры или создавать свои), поэтому привожу команду, набрав которую, вы, прям сейчас и без дополнительных усилий, получите контур Охотского моря, который вы можете сразу же посмотреть (он запишется в файл map.ps):

pscoast -R135/170/40/63 -JM -Df  -G -P > map.ps


 

Как видно, команда состоит из названия программы, рисующей береговую черту (pscoast), за ней следуют аргументы, задающие параметры построения (-R135/170/40/63 -JM -Df -G -P). Аргументы отделяются друг от друга пробелом и начинаются со знака «-», следующая за ним первая буква (чаще всего заглавная) определяет какой именно параметр сейчас будет задан, за ней, при необходимости, следуют значения или другие буквы, значения которых можно найти в руководстве к данной программе. Заканчивается команда знаком > , за которым следует имя файла, куда будет записан результат (>map.ps). Откуда GMT взял данные о береговой линии? У него есть своя база (если вы, конечно, не отказались от неё во время установки).

Кстати, о формате вывода. Запись результата производится в файл формата .ps, это, так называемый, PostScript-файл. Вообще говоря, PostScript - это язык программирования, содержащий команды принтеру. Формат этот очень популярен в издательствах, но честно говоря, сам я не знаю его преимуществ, кроме того, что он независим от устройства вывода. Главное, для тех, кто напугался, это то, что при желании этот формат можно конвертировать в .tif, .jpg, .gif и т.д. По крайней мере, в моей Ubuntu он открывается как картинка обычным просмотрщиком.

Что дальше? Теперь надо брать инструкцию по каждой отдельной программе и смотреть что означают те или иные параметры и как ими пользоваться. Вот собственно и вся работа в GMT, чем я и займусь, попутно описывая в этом блоге свои достижения.

One Response to “Введение в GMT. Часть 2. Основные принципы работы.”

  1. Салия says:

    Может, дажегравитеция подтверждает существование ботга.

Leave a Reply