Имитация крупного формата или малая глубина резкости в портрете.

В заметке про фотографирование матового стекла крупноформатной камеры мы обещали рассказать, откуда вообще появилась идея фотографировать матовое стекло, почему тоже самое нельзя было сделать обычной камерой? Всё дело в уникально малой глубине резкости, которой не добиться, снимая на небольшие матрицы и узкую плёнку.

имитируем крупный формат

Если вы сфотографируете человека в полный рост на крупный формат, а потом, не меняя объектив и положение камеры, поставите вместо большого листа маленький кусок плёнки и сделаете снимок, то в кадр влезет только лицо. Желая же добиться портрета в полный рост вам придётся поставить объектив с меньшим фокусным расстоянием (а значит увеличить глубину резкости) или отойти дальше (и соответственно также увеличить глубину резкости). Вот и получается, что действительно маленькой глубины резкости пока можно добиться только на крупноформатных камерах. Для лучшего понимания вышесказанного советуем почитать нашу заметку про зависимость глубины резкости от размера матрицы.

После написания заметки про фотографирование матового стекла (или, как мы это назвали, “Скринографию”) нас часто спрашивали “и всё таки, есть ли ещё какие-нибудь способы, которыми можно добиться такого же эффекта?”.

Да, такие способы есть! :-)

1. Использование светосильных объективов. Это, конечно, совсем тривиальная фраза, но всё же несколько слов об этом хочется сказать.
Хороший объектив сделан таким образом, чтобы давать резкое изображение в пределах так называемого расчётного кадра, т.е. того кадра, для которого объектив рассчитан.

маленькая глубина резкости

Чем больше кадр, тем сложнее сделать объектив светосильным (при условии, что он даёт качественное изображение). Поэтому объективы для крупноформатных камер имеют типичные значения максимального относительного отверстия 1:5.6, реже 1:4.

Светосильные объективы для малоформатных матриц, могут иметь максимальные относительные отверстия 1:1.2, 1:1 и даже 1:0.7. Таким образом, они приближаются по малости глубины резкости к крупному формату (с его 1:5.6), хотя, конечно, не дотягивают.

Например, стандартный (50 мм) объектив для полнофарматной матрицы на диафрагме 1.2 будет давать глубину резкости примерно такую, как стандартный (360 мм) объектив для формата 8”x10” на диафрагме 8.0. Что уж говорить о диафрагмах 5.6 и 4.0...

маленькая глубина резкости

Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 - один из самых светосильных объективов в истории фотографии

2. Вместо фотографирования матового стела можно фотографировать изображение, спроецированное сразу на матрицу, т.е. минуя матовое стекло. Что мы имеем ввиду? Существуют переходники, которые позволяют устанавливать обычную 35мм камеру вместо задника крупноформатной камеры. Фактически, вы используете крупноформатную камеру как объектив для своей цифровой камеры.

переходник с 4x5 на зеркалку

В чём же отличие от простого объектива? В том, что в этом переходнике вы можете смещать камеру по плоскости большого кадра, т.е. вы по кусочкам можете выхватывать разные участки большого кадра, а потом склеить всё это вместе точно так же, как вы склеиваете панорамы. Большим недостатком этого метода является необходимость неподвижности объекта съёмки во время производства всех кадров. Всё это усугубляется слишком большой разницей между размером крупноформатного кадра и матрицей 35мм камеры, из-за чего приходится делать очень много кадров.

глубина резкости 4x5

Склейка 15 кадров снятых на цифровую камеру при помощи переходника с 4x5 на DSLR 

3. Третий способ самый популярный среди фотографов, так как наименее затратен. Можно сказать, что он сочетает в себе элементы первого и второго способа, описанных ранее. Вы берёте светосильный объектив, выставляете маленькое значение диафрагменного числа и делаете несколько снимков, как будто фотографируете панораму. Потом все снимки склеиваете вместе и получаете глубину резкости сравнимую с “крупноформатной”.

панорама в портрете

Пример простой (быстрой) панорамы, всего из трёх фотографий, снятых на 45 мм f/2.8.

Чем больше фотографий вы будете склеивать, тем лучше эффект.

Какие минусы этого метода? Объект съёмки должен оставаться неподвижен (хотя этого проще добиться, нежели при съёмке с 35мм адаптером для крупного формата, потому как происходит процесс быстрее). Ещё один минус - проблемы со склейкой, особенно если объекты в кадре стоят достаточно близко (эффект параллакса).

параллакс в интерьере

Эта проблема хорошо знакома любителями съёмки панорам и решается путём использования специальных панорамных голов, которые вращают камеру не вокруг штативного гнезда, а вокруг нодальной точки.

панорамная голова

Панорамная голова Manfrotto 303SPH

Это замедляет процесс, однако сильно упрощает последующую склейку.

панорама в портрете

панорама в портрете

Плюсом этого метода, по сравнению с предыдущим, является использование светосильных объективов. То есть вместо объектива для крупноформатной камеры (1:5.6) вы можете использовать объективы 1:1.4, 1:1.2, 1:1.0 и т.д., на что хватить денег :-).

К тому же можно сфотографировать сначала человека в центре, а потом не торопясь всё остальное, так что чем менее крупный план человека, тем проще избегать нестыковок при склейке. Такие крупные портреты, как в проекте “скринография” делать методом панорамирования сложно, ведь лицо постоянно находится в движении, а вот для средних планов такой метод весьма и весьма хорош.

Fujifilm x100

Leave a Reply