Про HDR в портрете

Фотография не является прямым копированием окружающей нас действительности. Хотя некоторые считают, что фотография объективна и документальна, что ей можно верить как своим собственным глазам. На деле же даже своим собственным глазам не всегда можно верить.

Большинство проблем фотографии возникают из-за несоответствия того, что фотограф видит в реальности с тем, что потом получается на фотографии. Дело в том, что реальный мир многомерный и человек может оценивать высоту, ширину и глубину предметов, время, ощущать запахи, звуки, температуру… Фотография же лишена многих измерений жизни, она по сути является аналогом того отпечатка окружающего мира, который формируется на сетчатке человеческого глаза, причём только одного глаза, что делает фотографию плоской.

С плоскостью в фотографии можно бороться разными методами: законами композиции, глубиной резкости, стерео съёмкой. Но есть ещё одна более сложная проблема, которая заключается в несоответствии диапазона яркостей, который способен охватить человеческий глаз с тем, который формируется на фотоплёнке или матрице фотоаппарата. В чём это проявляется?

Мы с вами можем в ясный солнечный день сразу увидеть детали и в ярких областях наблюдаемой сцены и в тенях. Фотоаппарату немного сложнее, хоть он и может прикрыть или открыть диафрагму объектива (при изменениях яркости человеческий глаз тоже вытворяет такие штуки за счёт регулирования диаметра зрачка), но одновременно запечатлеть и яркие и тёмные объекты ему тяжело. Плёнка и матрица в этом отношении пока менее совершенны, чем человеческий глаз. Для описания способности матрицы или плёнки передавать яркость объектов реальной сцены введена характеристика, которая называется “динамический диапазон фотоматериала”. По английски этот термин звучит так: Dynamic range. Чем больше этот диапазон, тем ближе он к способностям человеческого глаза и тем проще фотографу делать снимки.

Классический пример, попробуйте сфотографировать человека на фоне окна, чтобы и лицо было видно и улицу. Вряд ли у вас это получится. Глазами вы чаще всего сможете видеть и то и другое одновременно, но на снимке либо лицо будет слишком тёмным, либо окно будет слишком ярким, для того, чтобы мы смогли что-нибудь в него разглядеть. Как же быть?

Выхода три:

1) мы снижаем диапазон яркостей снимаемой сцены

2) мы отфильтровываем самые яркие лучи

3) мы увеличиваем динамический диапазон конечного изображения.

В первом варианте мы, например можем просто взять дополнительный источник света и начать освещать им тёмные части сюжета, приближая их по яркости к светлым. Делать это можно светоотражателем (рефлектором), либо лампой (лампой-вспышкой). И наоборот, для уменьшения яркости светлых частей снимка можно ослабить световой поток при помощи светорассеивателя (диффузора).

Во втором способе, когда у нас нет возможности повлиять на освещённость снимаемого объекта мы прибегаем к помощи различных фильтров, которые ослабляют слишком яркие световые лучи. При помощи этих фильтров мы можем ослаблять световой поток, идущий только от светлых участков снимаемой сцены (обычно это небо), не уменьшая световой поток поступающий в объектив от тёмных участков (лес, горы и т.д.). Тем самым мы уменьшаем разброс яркостей, уменьшая динамический диапазон. Типичным примером такого фильтра является нейтральный градиентный фильтр, который представляет собой частично затемнённое стекло. При съёмке через такой фильтр небо затемняется, а наземный пейзаж остаётся неизменным.

Ещё одним примером такого фильтра может служить поляризационный фильтр. Хотя, чтобы не запутать читателя, об этом мы расскажем в следующих заметках.

Третий способ решения проблемы требует ещё более сложных манипуляций. Здесь на помощь нам приходит достаточно популярный в наше время метод склейки нескольких по разному экспонированных фотографий в одну. Иными словами, сначала фотографируем так, чтобы были видны детали в тенях, а потом, чтобы прорисовались яркие объекты. Всё это склеивается в одну фотографию и называется High Dynamic Range Imaging — Изображение Высокого Динамического Диапазона (HDRI) или просто HDR изображение. Использование такой методики позволяет действительно получить изображение, динамический диапазон которого сравним или даже превосходит возможности человеческого глаза. К сожалению, полученные HDR-изображения нельзя пока увидеть. На современном этапе развития техники бумага и мониторы имеют маленький динамический диапазон. Поэтому, для того чтобы увидеть эти изображения, динамический диапазон получившихся снимков опять сужают, но сужают уже на программном уровне. Каждый участок изображения анализируется программой, которая пытается добиться максимальной детализации и плавности тональных переходов.

При съёмке HDR-изображений статичных объектов (натюрмортов, пейзажей и т.д.) проблем обычно не возникает. Камера ставится на штатив и делается несколько снимков.  Когда же речь идёт о съёмке портретов, то основная сложность оказывается в том, что нужно не только обездвижить фотоаппарат, но и заставить замереть человека, которого вы фотографируете. Но на самом деле после опыта фотографирования портретов на длительных выдержках (более 10 секунд) это не представляется особо сложной задачей, тем более, что современные программы для склейки HDR достаточно неплохо устраняют микродвижения объекта автоматически. Всё остальное — дело техники.

Разберём создание HDR-портрета на конкретном примере. Со штатива было сделано три снимка:

ISO 100, f/1.4, 1/125s

ISO 100, f/1.4, 1/30s

ISO 100, f/1.4, 1/8s

Для склейки фотографий была использована программа Photomatix. В данном программном продукте склейка обычно проходит в стандартном режиме — вы выбираете несколько изображений (в нашем случае — 3), устанавливаете настройки склейки (можно позволить программе попытаться удалить шум, устранить движения объекта или камеры, убрать посторонние объекты, которые случайно попали в один из кадров и т.д.), а затем ждёте пока всё это клеится.

Самое интересное начинается на этапе уменьшения динамического диапазона до того уровня, при котором вы сможете смотреть изображение на экране монитора. Называется всё это Tone Mapping (тональное отображение). Исходное HDR-изображение имеет 32 бита информации на канал, а Tone Mapping приводит его к 16 или 8-битному изображению. В принципе, вы можете остановиться и сохранить 32-битное изображение, но нормально увидеть вы его не сможете.

Процедура Tone Mapping имеет множество настроек и от настроек этих сильно зависит то, как будет выглядеть фотография на выходе. Даже при осознании смысла всех ползунков, процесс этот больше похож на танцы с бубном. Универсальных методов тут нет, как при любой обработке изображений. Всё зависит от фотографии и от ваших предпочтений. Наш совет — не переборщить, как это делают многие любители HDR. Не вдаваясь в тонкости, просто приведём настройки Tone Mapping, которые применили мы для данного портрета:

Получившаяся фотография содержит детали и в тенях и в яркостях. Смотрится достаточно своеобразно и больше похоже на картинку, нарисованную художником чем на фотографию. Это не удивительно, ведь глаз художника постоянно адаптируется к сцене и ему сложно соотносить разные яркости друг с другом. Также как сложно ему сделать фон таким размытым, как его видит человеческий глаз.

С другой стороны, можно сказать, что современное поколение людей уже настолько привыкло к фотографиям, имеющим большие, неестественные контрасты, что фотографии с небольшими контрастами смотрятся не привычно. За полтора века сложился некий стереотип, как должен выглядеть сюжет на фотографии. Люди начинают говорить, что изображение с небольшими контрастами не похоже на фотографию, что оно больше похоже на картину. Да и люди любят везде искать не то, что есть на самом деле, говоря про фотографию: “Ну прям как картина”, а про картину: “Ну прям как фотография”.

На самом же деле HDRI, это та же фотография, но только более совершенная, более приближенная к человеческому восприятию действительности (если в ней преднамеренно не искажать тональности объектов, делая небо темнее земли).

© Колдунов Алексей и Колдунов Виктор

13 комментариев к “Про HDR в портрете

  1. to magik: Немного подправил текст. Если лучше вставить ещё раз фотографию, то могу вставить. Как считаешь, просится она второй раз?

  2. to magik: Общественное мнение заставило продублировать фотографию :) Всё исправил, теперь должно лучше читаться.

  3. Честно говоря, до прочтения никогда не задумывался о съемке портрета в HDR. Спасибо, что приоткрыли глаза=)

  4. Мне думается что я слушал про фотоаппараты где такая функция (i.e. несколько кадров слеплены в один) уже встроена (у меня в памяти мыльница Nikon P500 например) — это «то же самое» или они не меняют параметры съёмки и это «ничего похожего»?

  5. Отличный урок,спасибо!!…профессионально смотрится работа,обязательно теперь поэксперементирую!

  6. Hello, Neat post. There is an issue together with your web site in web explorer, may test this? IE still is the market leader and a huge element of folks will miss your magnificent writing because of this problem.

  7. Добрый день, например в Марке 3 есть данная функция стоит ли использовать ее, или пытаться работать сторонней программой? что лучше?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *