Про цвет света

Вы когда-нибудь при фотографировании задумывались над тем, каким источником освещается объект вашей съёмки? Наверняка многие задумывались. Ещё бы, свет в фотографии играет если не главную, то одну из определяющих ролей. Однако часто начинающие (а порой и опытные) фотографы относятся к этому вопросу очень поверхностно.

Например, ясный солнечный день, вроде всё просто: источник – прямой солнечный свет. Но на самом деле всё не так очевидно. Обратите внимание на тени под ногами, с первого взгляда они нам кажутся чёрными или серыми, хотя на самом деле, если присмотреться, они синие. Такой эффект синих теней очень хорошо виден на снегу или на любой другой белой поверхности (например на свадебном платье). Откуда же взялся синий цвет? От безоблачного синего неба, по сути это тот же солнечный свет, но рассеянный в слоях атмосферы. Именно он освещает объекты там, куда не смог добраться прямой солнечный свет (то есть в тенях). В меньшей степени тени заполняются рефлексами от травы и листвы деревьев.
Та же самая история происходит и в помещении, где роль дополнительных источников света играют стены, пол и потолок. Их всегда нужно учитывать при фотосъёмке. Зашли в помещение – посмотрите на источник света, потом посмотрите на дополнительные источники и ужаснитесь :-). Ковры, шкафы, плакаты, все они вносят свои коррективы, «раскрашивая» комнату.
Человеческий глаз (а вернее мозг) быстро адаптируется к таким неоднородностям и разным цветовым оттенкам, но фотоаппарат увидит сцену, как есть, во всех красках. Если вы думаете, что всё можно будет быстро и безболезненно поправить в графическом редакторе, ты вы ошибаетесь.
Давайте рассмотрим конкретный пример: класс для занятий в фотошколе Profotik Москва (это московское отделение петербургской фотошколы Profotik, в которой мы преподаём). Фотографии были любезно предоставлены нам директором Катей, за что ей большое спасибо :-)

На левом снимке Кабинет полностью освещён лампой дневного света.
На правом снимке свет от окна.
Рассмотрим, как ведёт себя свет в первом и во втором случае. Для этого нам понадобится нехитрый инструмент «Пипетка», который мы найдём в хитром графическом редакторе Photoshop.

Он нам будет показывать, в каком канале (красном, синем и зелёном) сколько света. Проще говоря, мы узнаем, какова доля синего, красного и зелёного в той или иной точке фотографии. Посмотрим на ключевые точки первой фотографии.

Первая отметка стоит на рулоне белой бумаги. Собственно говоря, именно по этому участку мы и настраивали баланс белого цвета, поэтому он и должен выглядеть белым (или серым). То есть первая точка будет иметь примерно равные значения во всех трёх каналах, что мы и наблюдаем:  в красном 184, в зелёном 186, а в синем 185.
Точка №1 была выбрана не случайно, потому как на неё попадает бОльшая часть света от лампы. Таким образом, мы настроили баланс белого цвета для основного источника света — лампы, которая светит сверху. Если свет от этой же лампы будет освещать другую поверхность, то зритель увидит на фотографии правильные цвета. Например, смотрим на точку №4, которая в достаточной степени освещена лампой. В красном 189, в зелёном 185, в синем 78. Синего меньше всего, значит стена жёлтая, так и есть.
Теперь смотрим на белые объекты (кусок того же рулона бумаги и потолок) – это точки 2 и 3. Они вовсе не белые, а тоже жёлтые. А почему? Да потому что они не освещены лампой, для которой мы настраивали баланс белого цвета. Они освещены светом, отражённым от стен, а так как стены жёлтые, то и всё, что они освещают, будет принимать желтоватый оттенок.
На второй фотографии ситуация немного проще.

В данном случае белый свет от окна освещает намного больше пространства, в том числе и потолок. Однако уже в самом дальнем от окна углу (точка №4) потолок начинает желтеть, так как отражённого от стен света до него доходит уже слишком много.
Поэтом всегда следует помнить о том, что в большинстве снимаемых сцен присутствует смешанное освещение с совершенно разными оттенками. Иногда такой свет смотрится нормально, но чаще портит фотографии из-за невнимательности фотографа. Наблюдайте за светом, тренируйтесь его видеть и фотографии будут получаться намного обдуманней и качественней.

6 комментариев к “Про цвет света

  1. Про синий цвет снега можно поспорить, потому что глаз его выравнивает до нейтрального, так как опыт подсказывает, что он должен быть белым… ну или около того.

    А вот фотоаппарат фиксирует, как есть, только я бы сказал, что это не солнечный свет, прошедший через атмосферу, а «отраженный от неба», которое синее. Как-то так вот, да. Без солнца, естественно, цвета не будет, как не будет и света.

  2. Синие тени даже на асфальте видны, если присмотреться :-)
    Небо как раз синее потому, что его частицы рассеивают свет в основном в синем и фиолетовом диапазоне. Поэтому говорить, об отражении, мне кажется некорректным…

    А вообще говоря, про отражение и рассеивание всё довольно запутано и взаимосвязано, также как и с цветом какого-нибудь объекта. Но если мы сейчас начнём ещё и задумываться что такое цвет, то совсем завязнем в теории :-)

  3. Я даже и не думал, что на свет так влияют разные предметы. Очень интересный пост. А вы занимаетесь фотошопом профессионально?

  4. Мы можем встретиться, если мы приедем в Питер из Москвы 14-16 января? Я тоже увлекаюсь колористикой, будет приятно пообщаться )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *