Фотографируем на мыльницу. Часть 3: используем бюджетные студийные лампы-вспышки в помещении.

Сегодня мы попробуем продемонстрировать, как с помощью относительно недорогого приспособления можно значительно улучшить качество ваших фотографий при съёмке в помещении. Для наших экспериментов наши друзья опять любезно предоставили нам компактную камеру, на этот раз Canon PowerShot A520.

Современные цифровые компактные камеры (мыльницы) уже способны выдавать фотографии вполне приемлемого качества при «хороших» условиях освещения (когда можно снимать на достаточно короткие выдержки с низкими значениями ISO). По крайней мере, для большинства не очень требовательных пользователей этого качества бывает достаточно. Проблемы же возникают в тот момент, когда наступает вечер или мы входим в тёмное помещение (обычный искусственный свет — это уже темно для мыльницы). Чтобы избежать смазанных фотографий приходится повышать значение светочувствительности (ISO), что сильно ухудшает качество снимков (возникает цифровой шум, о котором шла речь в одной из предыдущих заметок).
Кроме увеличения светочувствительности существует и другой подход к решению указанной проблемы. Для освещения сравнительно небольшого помещения можно использовать вспышку. Чаще всего у начинающих фотографов велик соблазн использовать встроенную вспышку. Давайте попробуем сделать снимок в помещении при автоматических настройках и посмотрим, что из этого получится:

Как мы видим на фотографии лицо человека получилось плоским, потому что оно освещено с того же места, откуда велась съёмка. К тому же маленькая вспышка генерирует очень направленный пучок света, создающий резкие тени. Тени как будто оконтуривают части тела человека тонкой резкой полоской. Из-за маленького угла между лучом исходящим от вспышки и лучом отражённым в объектив зрачки окрашиваются в красный цвет. Это типичная картина при съёмке со встроенной вспышкой.

Итак, понятно (Вам и многим другим людям хоть чуть-чуть разбирающихся в фотографии), что в подавляющем большинстве случаев — встроенная вспышка — это зло! Поэтому фотографы используют по крайней мере дополнительную внешнюю вспышку. Она имеет большие размеры и расположена дальше от объектива, что позволяет избавиться от эффекта красных глаз и сделать освещение более мягким и направленным с большего угла. Кроме того, такие вспышки позволяют поворачивать верхнюю часть, таким образом, чтобы снимать в отражённом от потолка или стен свете. При этом свет падает на объект сверху или сбоку, тем самым обрисовывая его форму и передавая объём. Но всё это не имеет значения, если у Вас нет, так называемого, горячего башмака, куда эта вспышка вставляется. На нашей сегодняшней подопытной (как и на большинстве мыльниц) такого башмака тоже нет, поэтому придётся выкручиваться по другому.
Классически способ «выкручивания» — отразить вспышку в потолок при помощи белого листа бумаги или фольги, так чтобы прямые лучи от вспышки не попали на объект съёмки. Потолок превратиться в большой отражатель и равномерно осветит объект сверху. К сожалению, в компактных камерах, этот способ даёт не слишком хорошие результаты. Даже если мощность вспышки увеличить, света обычно недостаточно и приходится повышать ISO. Другим классическим способом является искусственное увеличение площади вспышки, для получения более размытых контуров теней. Для этого перед вспышкой помещают рассеивающий материал (можно обычный лист бумаги). Увы, но и этот подход не даёт больших преимуществ.
Что же делать? Покупать дорогое студийное оборудование, которое ещё нужно как-то уместить в комнате? Вряд ли это хорошая идея, если вы просто хотите пофотографировать свой день рождения или просто вечеринку. Но всё же есть очень дешёвый и удобный выход из сложившейся ситуации — использование ламп-вспышек.

Лампа-вспышка — это вспышка, которая вворачивается в стандартный патрон для лампы E27 (да-да, тот самый тип патрона, который с советских времён устанавливался в каждом доме). Заряжается вспышка от электросети, а срабатывает по импульсу (например от встроенной вспышки вашей камеры). Такие вспышки сравнительно не дороги (цены колеблются от 1000 до 2000 рублей), не нуждаются в проводах, компактны и просты в использовании, что делает их незаменимым инструментом в руках не только новичков но и «профессионалов на отдыхе».

Как нам видится использование этих вспышек в обычной жизни? Например, собирается большая компания в большой комнате. Люстра с несколькими лампочками даёт искусственное освещение. Вы выкручиваете одну лампочку и вставляете вместо неё вспышку. Настраиваете камеру и дальше, забыв о технических аспектах фотографируете праздник. Вся прелесть в том, что вы будете примерно видеть что получится на фотографиях, ведь свет от вспышки, как и постоянный свет идёт из люстры (некое подобие пилотного света студийных вспышек).

Приступим к нашим экспериментам. Мы вкрутили лампу вспышку (Rekam) как показано на рисунке. Что теперь делать с настройками нашей камеры? Выставим минимальное значение ISO для максимального качества изображения. Уменьшим мощность встроенной вспышки камеры, ведь она нужна нам будет только для запуска внешней вспышки. Для наглядности приведём пример фотографии снятой с минимальной мощностью встроенной вспышки (если у вас в камере нет возможности изменять мощность, то придётся поджигать обычной мощностью.):

Выдержка при съёмке со вспышкой не играет никакой роли на результат (мы не будем говорить о x-синхронизации и т.д.), поэтому выставим, например, 1/100 с (не выставляйте очень длинные выдержки, иначе будет очень велико воздействие постоянного света). Самое главное будет подобрать значение диафрагмы. Мы предлагаем не вдумываться в понятия ведущего числа, не пытаться использовать флэшметр, а просто сделать это методом тыка, остановившись на устроившем вас результате. Нас устроила диафрагма 5,6 (правый снимок — то же самое, но с простейшей коррекцией):

На наш взгляд, результат получился намного более лучший, чем при использовании голой встроенной вспышки. Единственное — несмотря на небольшую мощность встроенной вспышки, всё ещё заметен эффект красных глаз:

Мы отретушировали глаза, но можно и по другому выйти из такой ситуации. Закрыть выстроенную вспышку, отразив её в потолок. Вот что в итоге получится (правая фотография с небольшой цветовой коррекцией):

Удачных вам экспериментов!

Эта заметка из рубрики «фотографируем на мыльницу»

10 комментариев к “Фотографируем на мыльницу. Часть 3: используем бюджетные студийные лампы-вспышки в помещении.

  1. Виктор, еще не надо забывать про тени под глазами, так что встроенная вспышка очень даже нужна.

    И еще, мне казалось, что вспышки сейчас поголовно все работают в TTL (дают оценочный импульс, который съедает импульс ведомой вспышки), как это обошли? Не надо говорить, что на Рекаме переключатель есть на второй импульс, скажи, как.

  2. Ну вообще говоря, пост писал Алексей :-))
    Как он это обходил я не знаю, я был моделью :-)

    Если фотографировать застолье, то скатерть на столе (а может даже и тарелки) будет отличным отражателем (особенно если она белая) :-)

  3. Алексей, я знаю. Потому и сказал ;) Дело в том, что на мой первый вспышка все-таки срабатывает, т.е., он не одиночный, отчего на второй эта шарманка все равно дохнет — неважно, в какую сторону переключатель воткнуть. А есть он, по-моему, вообще на всех ведомых лампочках, даже на Фальконе вон том, что у вас там на кратинке.

  4. >И еще, мне казалось, что вспышки сейчас поголовно все работают в TTL (дают оценочный импульс, который съедает импульс ведомой вспышки), как это обошли?

    Для того чтобы обойти оценочный импульс нужно заклеить полупрозрачной бумажкой место «индикатора на свет». Толщину бумажки подобрать методом тыка. Так как оценочный импульс более слабый, то вспышка перестанет его «чувствовать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *