Обработка raw файлов в конвертере Adobe Camera Raw. Как улучшить качество фотографий

Обратите внимание, c 2008 года эта статья могла устареть. Все свежие обучающие материалы по фотографии вы найдёте на нашем новом сайте koldunov.com, а также YouTube-канале.

В этой заметке мы немного покритикуем формат JPEG, в котором снимают большинство счастливых обладателей цифровых фотоаппаратов. Не то чтобы это плохо, скорее наоборот, очень удобно получать фотографии сразу в формате, с которым работают все фотолаборатории и «смотрелки изображений», особенно если снимки сделаны в ясный солнечный день, то никаких проблем — отпечатки яркие и чёткие.

А сложности начинаются, когда условия освещения далеки от идеальных: в пасмурную погоду, тёмное время суток, в помещении и т.д. RAW, конечно, не панацея, но из него, порой, можно вытянуть совершенно безнадёжные фотографии.

1. Начнём с маленького ликбеза

Формат RAW — это данные, полученные напрямую с матрицы без обработки (сырые данные). Расширение у файлов может быть различным, в зависимости от производителя (например, у Canon это .crw и .cr2).

Формат JPEG содержит сжатые данные. Когда фотоаппарат настроен на съёмку в jpeg, то он сам конвертирует сырые данные в цветную картинку. Хотя некоторые камеры позволяют выбрать параметры такой конвертации, но каждый кадр требует индивидуального подхода, а камера ограничивает вас своей интерпретацией действительности. Получается похоже на игру в «испорченный телефон» — процессор камеры «говорит» вам не совсем то, что «говорила» ему матрица. Суть изложена верно, но упущены некоторые детали. Поэтому, чтобы ничего не упустить, нам нужно переместиться на место процессора и «послушать» матрицу.

Для этого нам понадобится специальная программа на ПК, которая имеет намного больше возможностей, чем встроенный в фотокамеру процессор. Например, Adobe Camera Raw.

2. Где взять Camera Raw?

Если Вы счастливый обладатель Adobe Photoshop, то считайте, что у вас Camera Raw уже есть (встроенный как плагин). И скорее всего сырой формат вашей камеры можно будет открыть прямо в Фотошопе, но если это сразу не получилось, то нужно узнать на официальном сайте поддерживает ли Camera Raw ваш аппарат.

Если поддерживает, то качаем оттуда архив Camera_Raw_4_5.zip (или какой новее будет), в котором находится файл Camera Raw.8bi. Находим у себя на винчестере файл с таким же названием (у меня он лежит здесь: c:\Program Files\Common Files\Adobe\Plug-Ins\CS3\File Formats\) и заменяем его новым. Пробуем открыть в Фотошопе свою фотографию. Получилось? Двигаемся дальше.

3. Что можно сделать с помощью Camera Raw?

Когда Вы открываете «сырой» файл в Фотошопе, то видите вот такой интерфейс:

Для многих пользователей Photoshop большинство функций будут знакомы. Отметим лишь вкладки White Balance (Баланс Белого) и Exposure (Экспозиция или иными словами выдержка). По сути, эти функции помогут спасти пересвеченную или недосвеченную фотографию, а также позволят совершенно не задумываться об установках баланса белого в камере, корректируя его только в Camera Raw.

Полностью описывать работу в Camera RAW не имеет смысла, так как это выходит за рамки заметки. Остановимся лишь на простом примере, который наглядно продемонстрирует разницу между RAW и JPEG.

Выше представлены три фотографии (слева направо):
— оригинал, так изначально выглядит кадр, если снимать в режиме JPEG.
— вытянуто из файла, снятого в формате JPEG. То есть, сделана попытка осветлить фотографию, чтобы все детали (и небо и тени) были различимы.
— вытянуто из «сырого» файла RAW. Все преобразования проводились в Camera RAW.

Давайте посмотрим поближе на улитку:

Разница очевидна — при обработке файла JPEG, не только потерялись полутона в тенях, но и появился шум. Конечно, его можно попробовать убрать при последующей обработке, но Camera RAW вносит меньше искажений и значительно эффективнее, чем алгоритмы Photoshop.
Давайте посмотрим на гистограммы обоих изображений:

Хорошо видно, что левое изображение (JPEG) содержит намного меньше информации, чем правое (RAW) — провалы и «дырки» на гистограмме. Произошло это потому, что практически все операции, направленные на изменение тона или цвета, приводят к потере данных (уменьшению уникальных цветов и тональных уровней). И чем больше информации Вы сохраните о файле, тем больше сможете сделать преобразований в дальнейшем, не особо беспокоясь о качестве.

В связи с этим нельзя не упомянуть ещё один минус формата JPEG — его неспособность работать с глубиной информации больше, чем 8 бит на канал. То есть точка изображения RGB с глубиной 8 бит/канал может содержать одно из 16,7 миллионов уникальных определений цвета (256х256х256). А у 16-битных изображений этот показатель равняется 35 триллионов. Больше цветов предоставляют больше возможностей при редактировании, уменьшая потери качества.

Пожалуй, единственный минус фотографирования в формате RAW — необходимость дальнейшей обработки снимков. Но эта проблема легко обходится двумя способами:

— некоторые камеры позволяют записывать фотографии сразу в двух форматах.
— можно обработать все фотографии на автомате, выбрав функцию As Shot (как на снимке).

Оба способа позволят вам особо не забивать голову и не тратить время на обработку сырых данных, а обращаться к ним только в случае острой необходимости «спасти кадр».

35 комментариев к “Обработка raw файлов в конвертере Adobe Camera Raw. Как улучшить качество фотографий

  1. К сожалению, функция As Shot в конвертере даёт фотографию, уступающую по цветам и пр. параметрам JPEG-у из камеры.
    Объясняют это тем, что сторонние разработчики ПО (в данном случае Adobe) знают не всё про фирменный формат производителя камеры.

  2. Если цель — познакомить с RAW, то стоит добавить про особенности этого формата, которые для кого-то могут стать минусами: размер и возможность быстрого просмотра до обработки и конвертирования в популярный JPEG. Хотя это и не умаляет шикарных возможностей, предоставляемых в некоторых случаях форматом RAW :)

    — размер RAW в разы превышает размер JPEG и зависит от количества мегапикселей камеры
    — не на всех компьютерах может оказаться ПО, способное показать картинку из RAW, да так чтобы это была небольшая программка, а не монстр для просмотра и редактирования фотографий

  3. Urpula, я бы не стал утверждать, что функция As Shot в конвертере даёт фотографию, в чём-то уступающую JPEG из камеры. Скорее наоборот, такие фотографии превосходят свои «камерные» аналоги.

    Дело в том, что установки Camera Raw по умолчанию позволяют получить более открытые тени, тогда как при конвертации в камере, часто увеличивается контрастность и насыщенность цветов, а также убирается шум из-за чего тени становятся практически чёрными.

    А стандартные установки всегда можно изменить, добавив яркости своим фотографиям :-)

  4. koldunov, я исхожу из своего опыта, поэтому сложно сравнивать, также сказываются разные настройки разных производителей камер.

    Пока конвертор «вычисляет» из RAW картинку, он отображает превью, зашитую в этот RAW и полученную камерным процессором, после чего показывает и работает уже с по-своему интерпретированной информацией из RAW. Зачастую первый вариант нравится больше, но вернуться к нему возможности нет, только если поиграться с настройками, и то не факт.
    As shot в представлении Adobe не тоже самое, что в представлении компании-разработчика камеры.

    Весь этот разговор к тому, что автоматическая обработка плохо справляется с указанным в статье единственным минусом RAW — необходимостью обрабатывать снимки. Превзойти камерный вариант можно, но неприемлемо, когда превосходство требуется в доброй сотне снимков.

  5. Здравствуйте!При загрузке файлов изображения формата NEF (Nikon D60, Nikon D80) в PhotoshopCS3(CS4) они открываются в Camera RAW 4.4(5.0) с уже изменившимися цветами. Почему они изменяются? Настройки Photoshop и Camera RAW штатные. При загрузке этих же файлов в CaptureNX2 такого не происходит.

  6. Господа форумчане!
    «Детский», наверное, вопрос: Я снимаю камерой Canon 1ds Mark-II, объективами серии L.
    Всё хорошо, да вот странность — при открытии RAW- файлов замечаю, что снимки выглядят тускло, блёкло, как будто фотографировали через затонированное стекло…
    Конечно, при последующей коррекции средствами фотошопа это устраняется, добавляется яркость, настраиваются уровни, контраст и т.д.
    Но… почему такой эффект? Нормально ли это?
    Настройки камеры: баланс белого автоматический, параметры — «Стандарт», цветовая матрица — также «Стандарт». Пробовал менять эти параметры, но тусклость и «затонированность» изображения не исчезают.
    Есть ли такая проблема у других камер и у других коллег-фотографов?

  7. У меня проблема, схожая с вашей, VLNB. Я снимаю Sony A200 всегда в raw, и потом все фотографии приходится в lightroom’е делать светлее (на порядок) и ярче… а также часто корректировать ББ. Может оно всегда так в raw..

  8. Вот именно: на порядок!!!
    Стало быть, тут что-то явно не то…
    Поразительно, но кому бы я ни задавал этот вопрос, никто ничего вразумительного не может ответить!
    Может быть поэтому и не переводятся спецы, которые снимают на позитивную плёнку, получают нормальные яркость и контраст, оцифровывают, а затем уже делают, что хотят в Фотошопе.

    Есть ещё у кого мнения?

  9. Help!Help!Help!!!!
    Я снимаю в RAW на Canon.Далее фото в Camera Raw на Adobe Photoshop CS3 Extended. Почему фото блекнет?Становится серым и теряются цвета??Даже при просмотрере в Picasa сначало отличное яркое и конт растное озображение,а через несколько секунд цвет блекнет??
    Что делать??

  10. Попытаюсь ответить тем, кто сетует, что снимки в РАВ тусклые.

    Вообще — формат РАВ для того и создан, чтобы в него записывалась информация в сыром виде.
    То есть это цифровой негатив. Снимок «как есть». Камера в процессе обработки не учавствует, в отличие от джи-пега.

    Впрочем, об этом в начале статьи как раз и упоминается.

    Тем РАВ и ценен. )))

  11. Тусклые и обесцвеченные снимки бывают лишь оттого, что при конвертации в Adobe Camera RAW у вас стояло по умолчанию адобовское цветовое пространство. Переключите внизу в окне конвертера(а не в самом ФШ!) цветовое пространство с Адобовского на sRGB и буит вам щасте!

  12. от ёпт, накупят блин дорогих камер и как обезьяны с гранатой :), ну нажми ж еще на Auto хотя б и та еще много всяких блин ползунков есть, а еще есть Google и куча литературы и форумов по RAW и по каждому параметру с ползуночками, если Auto не устроило, а еще кому скорость нужна, так пресеты сохраняйте… вы тут как в том анекдоте — машину купил, права купил, ездить… не купил. Купите камеру попроще, без RAW, и не мучайтесь

  13. Вообще то эта статья рассчитана на тех, к то учится.
    И умничать здесь в Вашем тоне, господин xo4u_24 не совсем уместно.

  14. Relax, статья рассчитана на тех кто УЖЕ работал c JPEG и переходит на RAW..
    Комментарии отдельных пользователей повергают в уныние.
    Полностью согласен с xo4u_24.

  15. Привет, купил жене eos400d, возникла необходимость влезать в это дело — учиться фоткать. На самом деле фотки и так хорошие получаются, но совершенство требуется во всем=) Приятно удивлен, натолкнувшись на Ваш сайт, очень познавательно и доступно преподносите. Спасибо!

  16. У меня вопрос к автору статьи по поводу RAW файлов. Проблема в том что на фотошоп сs3 не открывает RAW файлы сделанные камерой Canon EOS 50D. Не подскажете где взять последний апдейт файла Camera Raw.8bi. для 3ей версии фотошопа. На фирменном сайте апдейты только для 5ки…
    буду очень признаетелен за помощь.
    Спасибо !

  17. Aslan, к сожалению, я не в курсе. Я, обычно, решаю эту проблему обновлением старых версий программ, потому как часто, старые версии не поддерживают обновления. Не знаю как обстоит дело с поддержкой CS3 у Adobe.
    Попробуйте напрямую связаться с разработчиками и задать этот вопрос.

  18. Спасибо — ) я уже разобрался найдя после долгих поисков нужный апдейт… вроде третья версия стала открывать сырые файлы, вот только цвет какой то странный выходит уползает все в куда то в фиолетовое…

  19. это может быть результатом неправильной конвертации. У меня такое было в Capture One, пока не обновил версию. Жуткое зрелище :-)

  20. RAW нужно применять только при очень насыщенных цветах, при очень темных изображениях и при очень бледных (с маленьким динамическим диапазоном) изображениях. В остальном случае, если руки растут правильно в самом фш можно добиться результата не только того же что и в RAW, но и гораздо лучше.

  21. «добиться результата не только того же что и в RAW, но и гораздо лучше.»

    Это за счёт чего же, интересно…? Дополнительная информация с недостающими полутонами с неба упадёт?

  22. Adobe Camera RAW,это, конечно, неплохо. Только вот одна незадача: она работает с оригиналом файла. Есть Адобовская программа Adobe Photoshop Lightroom. При всей её схожести с плагином от самого Шопа, она работает с образом файла. И вернуться к оригиналу можно спустя время, когда дозреешь. RAW нужен тогда, когда имеется желание использовать все возможности камеры, когда есть желание и время покопаться с картинкой. А если с застолья сделать сотню пьяных рож, тогда и связываться не стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *