Происхождение названий нот
В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы (от др.-греч. πνεῠμα — дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо (Guido D’Arezzo (примерно 991 — 1033гг)), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю:
(также можете посмотреть Полную версию гимна в старой четырёхлинейной записи)
Гимн «Ut queant laxis» был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом (Paulus Diaconus), жившим во второй половине VIII века. Слова первой строфы гимна таковы:
Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes.
Что примерно можно перевести так: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоан».
Давайте послушаем фрагмент гимна:
Как слышно на записи, мелодия каждой строки текста начинаются на одну ступень выше предыдущей. С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut, re, mi, fa, sol, la. Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге. Приписывается это нововедение некоему Дж. Дони (около 1540 г.), который то ли назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по перым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.
В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не было названий нот начинающихся с одной гласной, а также, чтобы не путать её с нотой C (произносится как «си») латинской нотации, где она обозначает ноту до. Дело в том, что в некоторых странах больше распространена латинская система обозначения нот, где ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается «ха»). Эта систем более логична, так как просто обозначает ноты первыми 8 буквами латинского алфавита, причём началом отсчёта в данном варианте является не до (C), а ля (A), будучи эталонным звуком в современной музыке (ля первой октавы соответствует частоте колебаний воздуха 440 Герц, на эту частоту настроен стандартный камертон). Обратите внимание, что ноту си обозначает не буква B, а H. Это связано исторически с использованием фригийского ля-минора в песнопениях, поэтому буквой B обозначают си-бемоль.
Кстати, с латинской нотацией связаны и внешние виды ключей. Ключ условно обозначает размещение одной из нот, относительно которой отсчитывается расположение всех остальных нот. Например, самый распространённый и узнаваемый даже людьми далёкими от музыки, скрипичный ключ помещает ноту «соль» первой октавы на вторую снизу строчку нотного стана. Его вид — это как раз и есть видоизменённое изображение рукописной буквы G. А скрипичным он называется, потому что в нём удобно располагаются ноты, соответствующие объёму скрипки. Кроме скрипчиного так же повсеместно употребляется ключ «фа» (Басовый) своим видом обязаный букве F, также встречаются и другие ключи, например, ключ «до» (Альтовый) изображённый в виде буквы C.
было интересно, Леша)))
Тонкий ход мысли :)))
Красиво Вы тут пишете
как крупный знаток латыни ;) хочу заметить, что dominus — хозяин, ну или бог, а domini — это уже пучок богов
domini — это маленькая нота do :)))
ой.. чавоть мне плохо..
Спасибо, Sca, исправил.
Спасибо за позновательный рассказ!
Помоему смысл раскрыт от А, до Я, автор выжал всё что можно, за что ему мой поклон!
Спасибо за интересную подачу материала.
Мне понравилась статья
Эххх… Запостил так запостил, я раз 7 пробовал сделать blog, но всё не пишется, а тут почитал этот блог и меня понесло! И вот уже пару недель наполняю свой блог. Спасибо за заряд энергии!
глаз.. Или мозг :) автора не упустил деталей
Спасибо за статью, всегда рада почитать вас!
Заметки по поводу названия нот.
попытайтесь читать все по-русски, думаю, Вам понравится, ну или хотя бы заинтересует.
До — для русскоязычных перевод не требуется. Значение полностью совпадает с русским словом «до». До всего что будет дальше.
Ре — повтор. Резать — разделять, разить — тоже разделять, вторить — повтор (вторая нота)…
Ми — мир/я/мое/мне/материя/мы/множественное число (все, что больше единицы, когда-то обозначало — много)
Фа — Far-близко / four — четыре, пардон, русский эквивалент искать просто лень в данный момент, достаточно того, что английский тоже из группы арийских языков.
Соль — со ля = возле Ля / соль/суть
Ля — близ, лизать, лежать, определенность (франц. опр. артикль)
Си — (санскрит су/зу-сила, сильно) сила, соединение, полная сила, семь
Напрашивается вывод, что названия нот в данном виде существовали ДО написания указанного гимна, гимн был написан человеком, знающим названия нот и начальные слоги умышленно подобраны в соответствии с их названиями. Легенда о том, что названия нотам дал Гвидо Аретинский — не более, чем красивая легенда.
Спасибо, Vasil Dimov. Ваши рассуждения интересны. Но вместо «до» следовало бы объяснить название «ут», а заодно и причину по которой традиционно чтение нот начинают именно с неё. «Си» же у Гвидо не было, поэтому описывать её, наоборот, не было необходимости. В целом, в «красивую легенду» (которая совсем не кажется красивой) я склонен верить больше, так как она кажется более логичной.
Ответ на ответ, кто ищет тот всегда найдет. «ut» = «от» в русском языке, если хотите.
Случайно не попадалась информация о названиях нот например в древнем Египте? Было бы интересно сравнить.
Спасибо.
Тоже замечание: не бывает «фригийского ре-минора» (это про a-moll — просто в данный момент буква на клаве западает, прошу извинить!)
Нужно написать просто «фригийский лад» — он из рода «ладов народной музыки» (местности Frigia к примеру).
Итак: фригийский лад — это одно (суть лад народной музыки с низкой II ступенью);
а натуральный минор (от любой ноты) — это натуральный минор и ничто иное!
Василь Димов — кашу вы наварили! Не позорьтесь со «смыслом слов по-русски!»
Да — этруски — словени суть, и через них наша речь вошла в италийский, а через италийский и в другие (английский в т.ч.)….
Но — пишите обоснованно и аргументированно, а не позорьтесь!
На Руси использовали крюки и знамёна в пении (соответственно крюковое и знаменное пение) — близко по сути к пению по невмам.
Приношу извинения за офтоп, если администратор сочтет данное сообщение не относящимся к теме и удалит его, я не обижусь.
Уважаемая Светлаока, чем же позорно высказать собственную мысль или идею, даже безумную? Мне кажется, что с умным видом вещать о прописных истинах, которые регулярно опровергаются бывшими «безумными» идеями, излагать истины, которые не являются Вашей личной находкой следовало бы более сдержанно, без апломба и выражения чувства превосходства над другими. Так как Ваше превосходство состоит в данном случае в большей начитанности, не более того. А истина, она нам неведома, мы можем только строить предположения. По поводу языков, извините, Вы даже не начитаны.
Спасибо, Светлаока, возможно Вы правы и некорректно использовать название «фригийский ля-минор»… Посмотрю в литературе, если что поправлю…
Да, это древние лады народной музыки: фригийский и дорийский — минорные, лидийский и миксолидийский — мажорные. В отличие от натурального мажора и натурального минора у них повышены или понижены некоторые ступени.
Строение натурального минора: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон;
Строение фригийского лада: полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Отличие видно.
Просто можно сказать: фригийски
Извините, подкорректируйте финальную фразу:)
Просто можно сказать: фригийский лад.
Спасибо, Светлаока, как строится фригийский лад мне известно… Тоника «ля» в данном случае тоже важна т.к. именно в этой тональности вторая ступень «си-бемоль», а значит логично в то время её было назвать «B». Вопрос заключается в применимости термина «минорный» вместе с «фригийский». Поскольку натуральные лады принято делить на мажорную и минорную группы, то фригийский лад можно назвать минорным. А поскольку мы говорим о ладе построенном от конкретного звука, т.е. о тональности, то надо эту тональность как-то обозвать. Тональность «ля-фригий» — говорить не принято, поэтому приходится говорить — фригийский ля-минор.
Очень хорошая статья! Большое спасибо за перевод.
Доступно, методично. Грамотно!
не зря в музыкалке училась =)
….очень интересно всё это и дискуссия тоже! Позвольте от филолога-лингвиста внести свою лепту а выяснение истины — Итак есть главный признак индоевропейцев (т.е. всех Европейцев и славян) — это индоеврочередование глассных О. Е, А (см. инет), так вот базовая фонема у нас у всех О с призвуком М — она же индусская мантра О(м) — т.е. псалмы и т.д. это и имели в виду как базовую точку — вот и нота ДО …?
Я вот пытался в латинских словарях перевод гимна найти (ну слов по отдельности) — что-то не могу найти!!!!многих слов нет!!!если не трудно, может кто нибудь каждое слово перевести на русский??????
ut — утроба или матка как начало всего
DO — DOMINUS мужской вариант начала всего непосредственно связан с «игрой» домино по принципу все во всем — кибалион с числом семь
шахматной доской евангелием от Матвея
египетским царским локтем
SI — SIDERIUS ORBIS все миры в правильной
эннеаграмме — символ (универсальный символ —
философский камень) с RE — система
LA — LACTEUS ORBIS — галактика млечный путь
SOL — солнце солнечная система
FA — FATUM — судьба планеты солнечной системы
(галюциногены юга нас дофига накатила суть
а — га аукцыон фа — фа)
Между MI — FA — суть отсутствующая черная
органическая жизнь
MI — MIXTUS ORBIS земля на ней смешаная трехмозговая жизнь — микст микстура бройлерный
комбинат имени луначарского у Пелевина в затворнике
RE — REGINA ASTRIS — регент а жизнь реагент в
смысле реагирует в виде собачего или волчьго воя
причина появления и дальнейшего существования
жизни — луна
всегда на коне на окне на войне
на своей персональной войне на луне
на своей персональной луне
нашел чем гордиться — дурак
нашел чем гордиться — дурак
всегда на посту на свету
в жатяжном неподвижном прыжке в высоту
может быть просто выбрал планету не ту
нашел где родится — дурак
нашел где родится — дурак
умка и броневик (ломать не строить)
Вся система описана у Б.Мравьева «ГНОЗИС»т1 т2 т3
П.Д.Успенский «в поисках чудесного»
все истины — полуистины кибалион
Трубадур, перевод гимна
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн
Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28076/
К сожалению латынь знаю плохо, потому цитирую
спасибо, очень познавательно и интересно!
P.S. да, и дискуссия в комментах тоже весьма познавательна, спасибо всем
Что-то вы тут все намутили, да так, что просто страшно… сразу видать, что колдуны…
Не помню даже кому адресовать, но domini — это как минимум родительный падеж существительного dominus — господин, Господь