Камера обскура в домашних условиях

Помнится, писали мы заметку о том, как смастерить пинхол-камеру. Сегодня мы расскажем как такую пинхол-камеру сделать из собственной комнаты. Чаще всего это приспособление называется "camera obscūra", что в переводе с латыни означает "тёмная комната". По сути именно "тёмную комнату" мы и будем делать. Для начала завешиваем окно плотным материалом. Мы использовали большие куски картона, но в итоге светоизоляция была недостаточной и пришлось дополнительно заклеивать щели обычной пищевой фольгой.

Заклеивание щелей оказалось настолько муторным занятием, что наверное было бы проще сразу обклеить окно фольгой полностью и не заморачиваться с картоном. Она легче картона и лучше держится (обычного скотча достаточно).

Итак мы создали абсолютно тёмную комнату, что, кстати говоря, весьма полезно в белые ночи. Осталось теперь пропустить туда свет через малое отверстие. Тут мы оказываемся перед выбором. Читать далее «Камера обскура в домашних условиях»

Фотографируем на мыльницу. Часть 4: дешёвый поляризационный фильтр или новая жизнь старых вещей.

Известно, что поляризационные фотофильтры весьма дороги. К тому же их не наденешь на мыльницу (на объективах мыльниц обычно нет резьбы), единственный вариант приставить фильтр вручную. Сегодня же мы расскажем где взять дешёвый а то и вообще бесплатный поляризационный фильтр не выходя из дома. Мало того, поляризационный фильтр у вас уже есть на камере, только воспользоваться им как фотофильтром вы не сможете.

Поляризационные фильтры очень активно используются в фотографии. Прежде всего без них редко из дома выходят пейзажные фотографы, но на самом деле круг их применения очень широк. Сегодня мы не будем вдаваться в подробности, потому как в будущем планируем посвятить этому вопросу целую заметку, где расскажем о различных способах применения поляризационных фильтров.

Сейчас же вкратце напомним, что поляризационный фильтр может задерживать лучи света поляризованные в определённом направлении. Так, например, свет от солнца состоит из волн, поляризованных во всех направлениях (про такой свет ещё говорят, что он не поляризован). Свет, отражённый от неба становится поляризован преимущественно в одном направлении. Если мы посмотрим на такой пейзаж через поляризационный фильтр, то увидим, что облака и земля не изменят своей яркости, а небо станет темней (ведь мы отфильтровали большую часть света от него). Конечно, притемнение неба - не единственный вариант применения фильтра, но об этом потом.

Поскольку свойство поляризации света активно используется в технике, то можно предположить, что нас могут окружать бытовые поляризационные фильтры. И мы будем правы. Дело в том, Читать далее «Фотографируем на мыльницу. Часть 4: дешёвый поляризационный фильтр или новая жизнь старых вещей.»

Зависимость глубины резкости от размера матрицы

В последнее время всё чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что приходится вступать в дискуссии по поводу зависимости глубины резкости от размера матрицы (или плёнки, ну или любого другого светочувствительного материала). Буквально на днях, когда в очередной раз подобные споры возникли, мы решили, что пора писать заметку.

! Обратите внимание на то, что заметка рассчитана на людей, уже имеющих некое представление о глубине резкости!

Многие «спорщики» утверждают, что глубина резкости уменьшается с увеличением размера матрицы. Аргумент при этом обычно простой и основан на бытовых впечатлениях от съёмки на камеры разных форматов: «У меня на среднем формате глубина резкости намного меньше, чем на мыльнице». Не будем верить подобным безосновательным выводам и попробуем разобраться.

Начнём с того, что не все фотографы до конца понимают, что такое «глубина резкости». Да, обычно есть понимание того, что эта глубина зависит от фокусного расстояния объектива, размера относительного отверстия и дистанции фокусировки. Но чаще всего глубина резкости при этом воспринимается как нечто объективное, не зависящее от наблюдателя. Давайте проведём эксперимент. Посмотрите на эту фотографию и попробуйте примерно определить глубину резкости на ней.

Сколько получается? Метр, два, десять? А теперь посмотрите на эту же фотографию, но только уже в увеличенном варианте.

Вы видите здесь резкие детали? Нет, а значит и глубина резкости в данном случае равна нулю (просто по определению, нет резкости - значит нет и глубины резкости). Так в каком же случае мы были правы, какова же реальная глубина резкости на этой фотографии? Читать далее «Зависимость глубины резкости от размера матрицы»