Про HDR в портрете

Фотография не является прямым копированием окружающей нас действительности. Хотя некоторые считают, что фотография объективна и документальна, что ей можно верить как своим собственным глазам. На деле же даже своим собственным глазам не всегда можно верить.

Большинство проблем фотографии возникают из-за несоответствия того, что фотограф видит в реальности с тем, что потом получается на фотографии. Дело в том, что реальный мир многомерный и человек может оценивать высоту, ширину и глубину предметов, время, ощущать запахи, звуки, температуру... Фотография же лишена многих измерений жизни, она по сути является аналогом того отпечатка окружающего мира, который формируется на сетчатке человеческого глаза, причём только одного глаза, что делает фотографию плоской.

С плоскостью в фотографии можно бороться разными методами: законами композиции, глубиной резкости, стерео съёмкой. Но есть ещё одна более сложная проблема, которая заключается в несоответствии диапазона яркостей, который способен охватить человеческий глаз с тем, который формируется на фотоплёнке или матрице фотоаппарата. В чём это проявляется?

Мы с вами можем в ясный солнечный день сразу увидеть детали и в ярких областях наблюдаемой сцены и в тенях. Фотоаппарату немного сложнее, хоть он и может прикрыть или открыть диафрагму объектива (при изменениях яркости человеческий глаз тоже вытворяет такие штуки за счёт регулирования диаметра зрачка), но одновременно запечатлеть и яркие и тёмные объекты ему тяжело. Плёнка и матрица в этом отношении пока менее совершенны, чем человеческий глаз. Для описания способности матрицы или плёнки передавать яркость объектов реальной сцены введена характеристика, которая называется “динамический диапазон фотоматериала”. По английски этот термин звучит так: Dynamic range. Чем больше этот диапазон, тем ближе он к способностям человеческого глаза и тем проще фотографу делать снимки.

Классический пример, попробуйте сфотографировать человека на фоне окна, чтобы и лицо было видно и улицу. Вряд ли у вас это получится. Глазами вы чаще всего сможете видеть и то и другое одновременно, но на снимке либо лицо будет слишком тёмным, либо окно будет слишком ярким, для того, чтобы мы смогли что-нибудь в него разглядеть. Как же быть?

Выхода три:

Читать далее «Про HDR в портрете»

Про цвет света

Вы когда-нибудь при фотографировании задумывались над тем, каким источником освещается объект вашей съёмки? Наверняка многие задумывались. Ещё бы, свет в фотографии играет если не главную, то одну из определяющих ролей. Однако часто начинающие (а порой и опытные) фотографы относятся к этому вопросу очень поверхностно.

Например, ясный солнечный день, вроде всё просто: источник – прямой солнечный свет. Но на самом деле всё не так очевидно. Обратите внимание на тени под ногами, с первого взгляда они нам кажутся чёрными или серыми, хотя на самом деле, если присмотреться, они синие. Такой эффект синих теней очень хорошо виден на снегу или на любой другой белой поверхности (например на свадебном платье). Откуда же взялся синий цвет? От безоблачного синего неба, по сути это тот же солнечный свет, но рассеянный в слоях атмосферы. Именно он освещает объекты там, куда не смог добраться прямой солнечный свет (то есть в тенях). В меньшей степени тени заполняются рефлексами от травы и листвы деревьев.
Та же самая история происходит и в помещении, где роль дополнительных источников света играют стены, пол и потолок. Их всегда нужно учитывать при фотосъёмке. Зашли в помещение – посмотрите на источник света, потом посмотрите на дополнительные источники и ужаснитесь :-). Ковры, шкафы, плакаты, все они вносят свои коррективы, «раскрашивая» комнату.
Человеческий глаз (а вернее мозг) быстро адаптируется к таким неоднородностям и разным цветовым оттенкам, но фотоаппарат увидит сцену, как есть, во всех красках. Если вы думаете, что всё можно будет быстро и безболезненно поправить в графическом редакторе, ты вы ошибаетесь.
Давайте рассмотрим конкретный пример: класс для занятий в фотошколе Profotik Москва (это московское отделение петербургской фотошколы Profotik, в которой мы преподаём). Фотографии были любезно предоставлены нам директором Катей, за что ей большое спасибо :-)

На левом снимке Кабинет полностью освещён лампой дневного света.
На правом снимке свет от окна.
Рассмотрим, Читать далее «Про цвет света»