Фотографируем на мыльницу. Часть 3: используем бюджетные студийные лампы-вспышки в помещении.

Сегодня мы попробуем продемонстрировать, как с помощью относительно недорогого приспособления можно значительно улучшить качество ваших фотографий при съёмке в помещении. Для наших экспериментов наши друзья опять любезно предоставили нам компактную камеру, на этот раз Canon PowerShot A520.

Современные цифровые компактные камеры (мыльницы) уже способны выдавать фотографии вполне приемлемого качества при "хороших" условиях освещения (когда можно снимать на достаточно короткие выдержки с низкими значениями ISO). По крайней мере, для большинства не очень требовательных пользователей этого качества бывает достаточно. Проблемы же возникают в тот момент, когда наступает вечер или мы входим в тёмное помещение (обычный искусственный свет - это уже темно для мыльницы). Чтобы избежать смазанных фотографий приходится повышать значение светочувствительности (ISO), что сильно ухудшает качество снимков (возникает цифровой шум, о котором шла речь в одной из предыдущих заметок).
Кроме увеличения светочувствительности существует и другой подход к решению указанной проблемы. Для освещения сравнительно небольшого помещения можно использовать вспышку. Чаще всего у начинающих фотографов велик соблазн использовать встроенную вспышку. Давайте попробуем сделать снимок в помещении при автоматических настройках и посмотрим, что из этого получится:

Как мы видим на фотографии лицо человека получилось плоским, потому что оно освещено с того же места, откуда велась съёмка. К тому же маленькая вспышка генерирует очень направленный пучок света, создающий резкие тени. Тени как будто оконтуривают части тела человека тонкой резкой полоской. Из-за маленького угла между лучом исходящим от вспышки и лучом отражённым в объектив зрачки окрашиваются в красный цвет. Это типичная картина при съёмке со встроенной вспышкой.

Итак, понятно (Вам и многим другим людям хоть чуть-чуть разбирающихся в фотографии), что в подавляющем большинстве случаев - встроенная вспышка - это зло! Поэтому фотографы используют по крайней мере дополнительную внешнюю вспышку. Она имеет большие размеры и расположена дальше от объектива, что позволяет избавиться от эффекта красных глаз и сделать освещение более мягким и направленным с большего угла. Кроме того, такие вспышки позволяют поворачивать верхнюю часть, таким образом, чтобы снимать в отражённом от потолка или стен свете. При этом свет падает на объект сверху или сбоку, тем самым обрисовывая его форму и передавая объём. Но всё это не имеет значения, если у Вас нет, так называемого, горячего башмака, куда эта вспышка вставляется. На нашей сегодняшней подопытной (как и на большинстве мыльниц) такого башмака тоже нет, поэтому придётся выкручиваться по другому.
Классически способ "выкручивания" - отразить вспышку в потолок при помощи белого листа бумаги или фольги, так чтобы прямые лучи от вспышки не попали на объект съёмки. Потолок превратиться в большой отражатель и равномерно осветит объект сверху. К сожалению, в компактных камерах, этот способ даёт не слишком хорошие результаты. Даже если мощность вспышки увеличить, света обычно недостаточно и приходится повышать ISO. Другим классическим способом является искусственное увеличение площади вспышки, для получения более размытых контуров теней. Для этого перед вспышкой помещают рассеивающий материал (можно обычный лист бумаги). Увы, но и этот подход не даёт больших преимуществ.
Что же делать? Покупать дорогое студийное оборудование, которое ещё нужно как-то уместить в комнате? Вряд ли это хорошая идея, если вы просто хотите пофотографировать свой день рождения или просто вечеринку. Но всё же есть очень дешёвый и удобный выход из сложившейся ситуации Читать далее «Фотографируем на мыльницу. Часть 3: используем бюджетные студийные лампы-вспышки в помещении.»