Фотографируем на мыльницу. Часть 2: заставляем мыльницу снимать в сыром (RAW) формате

Ещё один из способов повысить качество ваших снимков при фотографировании на мыльницу - это научить её снимать в сыром формате (RAW-формат). О преимуществах RAW-формата мы уже писали в одной из заметок. Если кратко, то сырой формат является некоторым подобием негатива. Он представляет собой необработанный (или почти необработанный) сигнал с матрицы. По специфике своей имеет больше цветовой информации, чем формат jpg, что позволяет получить дополнительные преимущества при обработке изображений.

Как же заставить камеру, снимающую в jpg, отдавать нам ещё и необработанную информацию с матрицы? В этом отношении обладателем компактных цифровых камер фирмы Canon повезло. У них есть возможность воспользоваться резидентной программой CHDK (Canon Hacker's Development Kit), которая позволяет расширить стандартные возможности вашей камеры. Вся прелесть её заключается в том, что CHDK не является альтернативной прошивкой, то есть не меняет встроенное программное обеспечение камеры, а лишь добавляет дополнительные функции. Поэтому правильно её называть резидентной программой. И действительно, это всего навсего программа, записанная вами на карту памяти, которая загружается при включении вашей камеры. По этой причине с помощью CHDK вы не сможете испортить вашу камеру, потому что в любой момент есть возможность вернуть всё на круги своя.

Для нашего сегодняшнего теста мы позаимствовали у наших друзей (за что им огромное спасибо) компактную камеру Canon PowerShot A720 IS. Думаем, что не стоит подробно вдаваться в подробности установки CHDK на камеру, потому что на сайте chdk.clan.su вы найдёте полнейшее и подробнейшее руководство о том как это сделать, тем более, что для разных карт памяти есть свои нюансы. Главное - это чётко следовать инструкциям. У нас получилось с первого раза без каких-либо проблем, надеемся, что у вас трудностей также не возникнет.

С первого взгляда альтернативное меню показалось, мягко скажем, непонятным. Читать далее «Фотографируем на мыльницу. Часть 2: заставляем мыльницу снимать в сыром (RAW) формате»

Проблемы цветной фотографии

В феврале 2010 компания Sigma переанонсировала выпуск своей новой цифровой зеркальной камеры SD15. Как-то мы всегда с прохладой относимся к объективам этой компании, и, скорее всего, также относились бы к их камерам, если бы не один интересный параметр, который отличает зеркалки Sigma от всех остальных. А именно сенсор Foveon X3, который внедряется в них начиная с модели Sigma SD9 (2002 года выпуска). Дело в том, что матрица, сделанная по технологии Foveon позволяет добиться намного более чёткого изображения, чем широко распространённые "байеровские" матрицы.
Не даром название происходит от fovea — центральной ямки сетчатки глаза, обеспечивающей наиболее чёткое изображение.

Как же работает Foveon и чем он лучше?

Прежде всего, напомним о том, как работает большинство современных матриц. Все мы, конечно, помним, что видимый свет принято делить на три составляющие (красную, зелёную и синюю - то есть RGB), из различных сочетаний которых можно воспроизвести любой цвет. Если намешать все три составляющие в равных пропорциях, то получится белый цвет. В человеческом глазу есть так называемые колбочки трёх типов, отличающиеся восприимчивостью как раз к этим трём основным цветам (теория цвета Юнга-Гельмгольца). А если быть более точными, то к длинам волн электромагнитного излучения, воспринимаемым нашим мозгом, как красный, зелёный и синий цвета.

Современные фотосенсоры воспринимают яркость попадающего на них света. Перед разными светочувствительными элементом ставятся разные фильтры, пропускающий только один из трёх цветов, и, зная расположение фильтров, компьютер пересчитывает яркость в цветность. Таким образом, каждый пиксель вашей камеры получает всего около трети необходимой информации о цвете (только тот цвет, который он пропускает), остальные 2/3 безвозвратно теряются.

В каком порядке расположить красные, зелёные и синие пиксели, чтобы цветопередача была максимально правдоподобной? Большинство производителей цифровых фотокамер используют так называемый "фильтр Байера", чередование пикселей в котором следующее:

То есть два зелёных и по одному синему и красному. Удобно ячейки располагать по четыре, но основных цветов всего три и надо было что-то делать с четвёртой ячейкой. Якобы человеческий глаз более восприимчив к зелёному цвету, вот и впихнули два зелёных. Не все согласны с таким сочетанием, например Sony любит использовать матрицы с изумрудно-зелёным вместо второго зелёного:

Kodak тоже захотели избавиться от второго зелёного и в своих матрицах (Color Filter Array Kodak) заменили его на белый (то есть вообще не накрытый никаким фильтром):

У такого типа расположения фильтров есть некое преимущество, особенно при съёмке в условиях, когда объект освещён только одним первичным цветом (синим красным или зелёным). Ведь при таком свете информации доходит до матрицы вообще по минимуму (работает только один цвет) и на помощь приходят вот такие "белые пиксели". Повышается чувствительность к общему количеству света, но падает цветопередача.

В результате применения фильтра Байера получаются три цветных мозаики:

Принцип действия элементов массива Байера [wikipedia]

Посмотрите, сколько информации теряется! Так или иначе, эту мозаичную структуру нужно как-то преобразовать в цветное изображение, таким образом, чтобы каждый пиксель нёс в себе информацию о каждой составляющей цвета (то есть, сколько красного, зелёного и синего приходится на каждый пиксель). На помощь приходит интерполяция (иногда её называют дебайеризацией). Читать далее «Проблемы цветной фотографии»

ДоЖЖили! ОбЖЖиваемся в ЖЖ! ЧтоЖЖ, поЖЖивём — увидим!

"Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок.
Ну, я выбрала по фото... Но мне ещё и петь охота"
(А.Барто)
Блог koldunov.ru был задуман, как сборник познавательных статей из разных сфер наших интересов. С недавнего времени круг этих самых интересов начал сужаться до размеров только фотографической тематики. Этому мы всячески стараемся препятствовать, возможно даже в ущерб блогу, не делая или не доделывая в общем-то приличные заметки.

Захотелось нам блог, в который не стыдно было бы размещать всё, что в голову придёт: любые наблюдения, открытия, соображения, которые касаются только около-фотографических тем. На koldunov.ru тоже будут фотографические заметки, но более серьёзные (как нам кажется), которые будет жалко отдавать зажравшемуся сервису livejournal. Почему тогда именно в ЖЖ мы решили открыть новый дневник? Трудно сказать... Видимо из-за его дикой популярности в России и развитости различных LJ-сообществ. Отдельный блог - это хорошо, но хочется общаться, причём с кучей народу сразу. Посмотрим что из этого всего выйдет.

В общем, приглашаем всех к нам в гости: http://koldunovs.livejournal.com/

Наша сегодняшняя заметка была навеяна одним интересным наблюдением на сайте photographer.ru. Дело в том, что там есть (или была) возможность отсортировать фотографии по их оценкам (в десятибалльной системе) в порядке возрастания. То есть, можно сделать так, чтобы худшие фотографии оказались вначале списка. В итоге, перед нами предстала картина невероятных творений, которые иначе как гениальными назвать невозможно (Без шуток!). Ведь оказаться в самом низу турнирной таблицы также сложно, как и забраться на её вершину.

Не каждому фотографу дано сделать снимок, чтобы он ТАК не понравился людям. Разбор фотографий с минимальным рейтингом оказался не тривиальной задачей и потребовалось немало усилий, чтобы понять в чём кроются секреты мастерства. Мы будем очень благодарны нашим читателям, если они помогут нам дополнить список своими наблюдениями. Заодно зафрендим наших читателей, чтобы знать их в лицо :-)